Сегодня значок «био» может поставить на свой товар любой производитель — независимо от того, действительно его продукт экологически чист или нет. При этом он никак не нарушает закон, и определить, насколько маркировка соответствует действительности, практически невозможно. Вот только одна из многих проблем рынка экологически чистых товаров в России, которые обсуждали 18 апреля 2014 года на конференции «Экопродукция: новое слово в российском ритейле».

Быть экологичным — выгодно, убеждали на этой конференции бизнесменов. «Завидные рабочие места», «снижение расходов на коммунальные платежи», «лояльность со стороны власти и СМИ» — все это ожидает тех, кто будет заботиться об экологии. Но одно дело — экологичное устройство самого магазина: здесь все полностью зависит от доброй воли его владельца. И совсем другое — экологичность продающихся в нем товаров. С этим в России возникают сложности.

Основные проблемы — это отсутствие в нашей стране биосертификации и недостаточное количество биопроизводителей, рассказал на конференции создатель одного из московских магазинов натуральных продуктов Евгений Шкляров. Пока закона об органическом сельском хозяйстве в России нет (а все ждут, что он, наконец, появится в этом году), ответственным продавцам приходится брать к себе на полки только те товары, которые прошли сертификацию по европейским стандартам.

И здесь очень многое зависит от осведомленности самих покупателей. Ведь важно различать маркировку авторитетного сертификационного органа от ничего не значащей «нашлепки», которую самостоятельно нарисовал ушлый производитель. Кроме того, без экологического просвещения не будет спроса, а следовательно, экологически ответственные производители и торговые сети не смогут развиваться.

Экологичные товары — понятие широкое. Если говорить о продуктах питания, то это овощи и фрукты без нитратов и пестицидов, молоко и мясо, произведенные без гормонов роста и антибиотиков. Сейчас такие товары стоят заметно дороже обычных. Но со временем, когда рынок наполнится, а спрос благодаря все тому же просвещению возрастет, цена снизится сама собой, предположила представитель международного экосертификационного агентства Ceres GmbH Ольга Медведева.

«Важно, чтобы были экологичны и сами магазины, и их ассортимент, — говорит Елена Смирнова, директор по развитию экобюро GREENS, которое выступило организатором конференции. — Залог этого, в первую очередь, работа с потребителями. Сейчас люди много времени проводят в магазинах, не только продуктовых: и книжных, и электроники, и стройматериалов. И если объединить сам магазин как физическое пространство и ассортимент и просвещать потребителей, то все будет замечательно». geo_icon