У поездки из Москвы в Санкт-Петербург на скоростном поезде «Сапсан» есть много плюсов: всего четыре часа в пути, прохладный вагон в летнюю жару, вокзалы в центре города и никакой турбулентности.

А еще один плюс — эстетический. Когда поезд разгоняется до 200 километров в час, пролетающий за окном лес сливается в одну сплошную зеленую полосу — и на такой скорости не видно безумного количества мусора, ровным слоем покрывающего пространство вдоль железнодорожных путей.

Но сядьте на другой поезд: в Воронеж, Саратов, любой русский город. Займите место у окна. На заднем плане вы увидите те самые идиллические пейзажи, которыми славится наша страна: заливные луга, грибные леса, деревни, одинокие лодки на реках, поля… На переднем плане нескончаемым потоком вдоль железнодорожного полотна будут тянуться тонны пакетов и пластиковых бутылок.

Прошли те времена, когда в магазин надо было брать с собой бидон для молока и банку для сметаны. Когда любую бутылку из-под кефира или ряженки можно было сдать чуть ли не на каждом углу. И когда сквозь серую советскую бумагу нельзя было рассмотреть, что ты несешь домой — ветчину или конфеты.

Сегодня яркая одноразовая упаковка — залог успеха на прилавке и бич для экологии одновременно. Исследователи человеческого поведения утверждают, что две трети покупателей принимают решение о том, какой товар купить непосредственно у полки супермаркета, глядя на упаковку. Поэтому с коммерческой точки зрения, задача упаковки проста: чем привлекательнее, тем лучше.

На развес и разлив

Между тем на Западе зарождается анти-упаковочное движение. Его апологеты призывают к полному отказу от упаковки и возврату к советской системе торговли — на развес и разлив, в тару покупателя.

Тем самым потребитель сможет продемонстрировать сам себе (и окружающим) ответственное отношение к экологии, которое сейчас выходит не первый план и становится важнее раскупаемости товара, подкрепленной яркой упаковкой.

Например, в городе Киль на севере Германии открылась продуктовая лавка а-ля СССР: здесь все продается только на развес, без упаковки. Мешки, пакеты и банки экологически ответственные покупатели приносят с собой.

Продуктовая лавка, занимающая площадь в 60 квадратных метров, работает, как советское сельпо — чечевица, соль, мука, кофе, чай отпускаются на вес. Больше того, даже подсолнечное масло, уксус и моющие средства здесь отпускают в собственную тару покупателя. Хозяйка магазина, француженка по происхождению и специалистка по логистике, делает ставку на региональные продукты — это экономит бензин на доставку от производителей.

Думы в супермаркете

В Берлине четыре подружки написали бизнес-план для аналогичного продторга, объявили сбор средств на свой стартап в интернете — и получили требуемые 45 тысяч евро всего за несколько дней. Юные энтузиастки говорят, что ими двигают две цифры. Во-первых, по данным Всемирного фонда дикой природы, каждый день (!) в Мировой океан попадает восемь тонн пластиковых бутылок и пакетов.

А во-вторых, каждый год по всему миру выбрасывается и сгнивает около 1,3 миллиарда тонн продовольствия — потому что люди покупают больше, чем могут съесть. Поэтому они решили открыть в столице Германии магазин, где все продукты будут продаваться только на развес — и люди смогут покупать ровно столько, сколько им надо.

Впрочем, в Лондоне подобный магазин продержался всего год и потом закрылся.
Специалисты говорят, что лишь крохотная доля потребителей (не больше восьми процентов) руководствуется в супермаркете эколого-этическими соображениями. Процент таких сознательных граждан всегда выше в больших городах Западной Европы — там и всевозможные партии зеленых традиционно получают больше голосов на выборах.
Нам же остается надеяться на скоростные поезда — из их окон не так бросаются в глаза горы мусора.

Эко-блог Владимира Есипова читайте на сайте Русской службы «Би-би-си»geo_icon