О том, понадобятся ли права на управление «солнечными» катерами и приживутся ли они в стране, рассказывает вице-президент Федерации водно-моторного спорта России Сергей Жиров. 

Сергей Васильевич, как работает лодка на солнечных батареях?

— Такая лодка состоит из трех основных частей. Из электродвигателя: он вращает гребной винт. Собственно, благодаря ему лодка и движется. Есть аккумулятор, который играет роль накопителя энергии. В темное время суток или при пасмурной погоде лодка может больше часа спокойно на нем проработать. И самая главная часть — солнечные панели. Под воздействием солнечных лучей, они вырабатывают электричество. Один квадратный метр такой батареи вырабатывает примерно 100-150 ватт мощности. И не нужно никакого бензина или дизельного топлива. И ничего не тарахтит: лодка плывет бесшумно.

Где можно применять «зеленые» лодки?

— Наверное все видели водные трамвайчики или небольшие теплоходы на Москве-реке. В них обычно туристы катаются. На воде в городе действует скоростное ограничение: не более десяти километров в час. Это та скорость, которую катерки на солнечных батареях уже сегодня способны развивать. Подобные водные трамвайчики можно спокойно сделать на электродвигателях с солнечными батареями. Они смогут перевозить по четыре-пять человек со скоростью до 15 километров в час. Только без огромных затрат на топливо. За кормой при этом — никакого черного шлейфа из выхлопных газов. И дизайн для такой лодки можно придумать интересный.

Есть ли особенности в управлении?

— Управление ничем особо не отличается от обычного катера. Все довольно просто: жать на педаль газа и держать рулевое колесо. Сейчас лодки на солнечных батареях находятся в стадии «зародыша». Поэтому их комплектация в будущем обязательно будет изменяться. На приборной панели появятся специальные приборы. Они будут показывать степень зарядки аккумулятора и мощность вырабатываемого тока.

Какую максимальную скорость могут развивать такие катера?

— Я прикинул на глаз, что лодка победителей соревнований, студентов Самарского государственного университета, временами плыла со скоростью 20 километров в час. Для лодки, полностью работающей на солнечной энергии, — скорость очень приличная.

От чего зависит их скорость?

— От площади солнечных батарей на лодке. Важно использовать каждый сантиметр корпуса, обращенный к солнцу. Ведь от того, сколько энергии соберут солнечные батареи, зависит мощность электродвигателя. Именно он приводит в действие гребной винт. Чем выше мощность — тем быстрее вращается винт. И лодка набирает скорость. Важно, конечно, сократить вредные потери и увеличить КПД. Но это уже тонкости.

Нужно ли получать права на их управление?

— По требованиям государственной инспекции по маломерным судам, регистрация лодки и получение прав на ее управление не требуются, если мощность судна не больше десяти лошадиных сил. Поэтому, в случае с лодками на солнечных батареях, не нужно  ни прав, ни регистрации транспорта. Построил лодку — и плыви.

Какое будущее у «солнечных» лодок в России?

— В Москве, к примеру, всего 62 солнечных дня в год. Ну и что? Несмотря на то, что Россия — не Африка, для развития такого водного транспорта солнца у нас достаточно. Тут надо хорошо понимать: даже в темное время суток батареи все равно вырабатывают энергию. Только ее количество очень мало. Этот вопрос в будущем можно решить, если выделять деньги на развитие экологичного транспорта. И идти навстречу инженерным инновациям. У России есть другая особенность: наши ученые и студенты  часто предлагают гениальные идеи. Но они не доходят до стадии производства. До тех пор, пока что-нибудь подобное не выйдет на Западе спустя несколько лет. И будет считаться чем-то ультрасовременным.

Но ведь в России даже электромобили приживаются с трудом…

— Но все-таки процесс внедрения зеленого транспорта запущен. О возобновляемых источниках жители страны, в принципе, знают мало. Выпускники СКОЛКОВО своими силами решили организовать регату катеров на солнечных батареях. И показать: проекты ведь уже перед глазами. Кто их авторы? Студенты из Самары, Санкт-Петербурга, Саранска, Рязани, Нижнего Новгорода и Москвы. Экологичные лодки ребята собирают за пару месяцев.

Сергей Жиров вице-президет оргкомитета международного конкурса «Солнечная регата», вице-президент Федерации водно-моторного спорта РФ, десятикратный чемпион СССР и России, одиннадцатикратный рекордсмен России, шестикратный рекордсмен мира по водно-моторному спорту, неоднократный призер и победитель в разных классах судов и в разные годы, преподаватель, старший научный сотрудник Московского авиационного института (МАИ). geo_icon