Чуть больше четырех тысяч литров сэкономленного в полете топлива и на 10 700 килограммов меньше выбросов парниковых газов. Таких показателей достигла авиакомпания «Этихад Эйрвейз» в ходе экспериментального рейса из Абу-Даби в Вашингтон и обратно в конце мая. Рейс был совершен в рамках программы «Идеальный полет», цель которой — сократить расходы авиакеросина и снизить объем вредных выбросов в окружающую среду.

Рейс протяженностью 11 тысяч километров был выполнен на новейшем самолете «Боинг 787» («Дримлайнер»). Время в пути составило 13 часов 32 минуты — на восемь минут меньше обычного.
Сократить время в пути и сэкономить керосин авиакомпания смогла за счет небольших хитростей. Во-первых, экипаж сократил использование вспомогательной силовой установки (ВСУ) самолета — небольшого двигателя, который вырабатывает электричество во время, когда самолет находится на земле и двигатели не работают. ВСУ снабжает самолет электричеством для создания давления в гидросистемах и работы кондиционеров. Вместо ВСУ экипаж использовал электричество наемных служб аэропорта, экономя топливо.

Во-вторых, пилоты тщательнее обычного планировали профиль полета — последовательность участков, каждому из которых соответствуют изменения высоты и скорости самолета. Их целью была достижение заданной высоты за более короткий промежуток времени. Ведь с уменьшением плотности воздуха уменьшается сопротивление. Как следствие — двигателям нужно меньше топлива. На общий объем потребляемого топлива также влияет скорость ветра, загрузка воздушного судна пассажирами, багажом и грузами.

«За четыре недели до рейса началось сотрудничество с диспетчерскими службами — заранее были просчитаны оптимальная высота на разных этапах полета и скорость самолета в зависимости от изменений скорости ветра и других погодных условий», — поясняет вице-президент по вопросам логистики «Этихад Эйрвейз» Кристиан Албрехт.

Пока самолеты авиакомпании совершили только два рейса в рамках программы «Идеальный полет». В планах авиакомпании — расширить географияю «умных» перелетов. Однако на каких именно направлениях, пока не сообщается.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2014 году во всем мире было выброшено в атмосферу 32 гигатонны СО2, два процента от которых — на совести гражданской авиации. При сжигании одного килограмма авиакерсина в атмосферу выделяется чуть больше трех килограммов углекислого газа.

Рассчитать объем углекислого газа, который в среднем приходится на одного пассажира в зависимости от дальности полета и типа воздушного судна, можно на сайте некоммерческой швейцарской организации Myclimate. Организация занимается вопросами изменения климата и их включением в экономические механизмы.

Для полетов на короткие дистанции за основу расчетов берутся данные о выбросах СО2 самолетов «Боинг 737», «Эйрбас А320» и «Боинг 757». Для перемещения на дальние расстояния — характеристики «Боинг 747», «Боинг 777», «Эйрбас А340» и «Боинг 767».

К примеру, при 45-минутном перелете из Москвы в Санкт-Петербург экономклассом на совести одного пассажира - примерно 176 килограммов углекислого газа.

***

Как авиакомпании по всему миру ищут альтернативу традиционному авиакеросину, эксперементируя с сахарной свеклой, зелеными водорослями и отбросами с городских помоек, читайте в материале «Это сладкое слово биокеросин»geo_icon