Бухта Мвамбани, расположенная к югу от танзанийского города Танга, превратится в ближайшем будущем в экономический центр. Его администрация ищет спонсоров, чтобы построить глубоководный порт. Однако местное население и международные организации по защите природы не рады такой перспективе.

В водах бухты обитает единственный представитель отряда целакантов – рыба латимерия. Эта почти двухметровая синяя рыба считается живым ископаемым, промежуточным звеном между обычными рыбами и земноводными. Ее массивные выступающие плавники – прототип лап, при помощи которых морские существа смогли впоследствии выбраться на сушу и закрепиться там. Раньше ученые считали, что кистеперые вымерли еще 65 миллионов лет назад, однако в 1938 году такую рыбу обнаружили у африканского побережья. В 2009 году здесь создали морской заповедник, а власти Коморских островов даже изобразили древнюю рыбу на банкноте.

Латимерия обитает на глубине нескольких сот метров, где часто зависает на пару минут вниз головой. В поверхностных слоях воды ей не выжить, тем более что там она становится легкой добычей рыбаков. Части черепа у целакантов соединены внутренним суставом, а вместо позвоночника – толстая гибкая трубка. И без того небольшая популяция рыб сильно пострадала после того, как в 1980-х годах разнесся слух, будто жидкость из этих трубок – нотохорд – продлевает людям жизнь.

И вот теперь латимерии, обитающие у берегов Африки, рискуют исчезнуть навсегда.

Портовые власти не обращают внимания на такие риски. Они требуют очистить близлежащие территории в течение полугода и выселяют целые деревни. Местные жители не могут представить себе жизнь вдали от бухты, поскольку выживают за счет рыболовства. По данным «Форума природных ресурсов Танзании», часть пятитысячного населения побережья выгнали еще 1999 году, не предоставив ни денег на переезд, ни нового жилья.

Гораздо выгоднее и экономичнее переделать старый порт в Танге, чем строить новый – так считают защитники природы и представители пароходных компаний. Вложив около десяти миллионов долларов, можно удвоить пропускную способность старого порта. В то время как для строительства нового в бухте Мвамбани понадобится полмиллиарда долларов.

Однако власти продолжают собирать деньги на глубоководный порт. Работы начнутся уже в конце 2012 года. По словам Давида Фольрата из объединения «Спасите тропический лес», строительство финансируют китайские инвесторы. Фольрат с коллегами протестует против «ненужного проекта», а для администрации порт - вопрос престижа. geo_icon