Где-то внутри грохочет мотор. Шестеро рабочих трудятся у конвейера. В трюме пахнет рыбой, дизелем и водорослями. Посредине стоит Лауве де Бур, директор голландского семейного предприятия «Экофиш Груп». Он с довольным видом разглядывает камбалу: «27 сантиметров, не меньше». Директивы Европейского Союза предписывают, что пойманная камбала должна быть длиннее этого минимума. Требование удается соблюсти благодаря новым сетям с крупными ячейками. Через них молодняк снова выбирается в море.

С апреля по декабрь команда голландского траулера «Энтерпрайз» ходит на промысел в датских и английских водах, поскольку улов там больше. Траулер, оборудованный для ловли камбалы, первым в мире получил сертификат Морского попечительского совета за устойчивое рыболовство.

Молодые люди в резиновых штанах, измазанных кровью, хватают рыбу за рыбой, потрошат ее и бросают обратно на конвейер. Дальше рыбу сортируют по длине, обкладывают льдом и пакуют в 20-килограммовые ящики. В датском Тюборёне на полуострове Ютландия их погрузят в фургоны и отправят по всей Европе.

Всего у семьи де Бур семь траулеров, и 45-метровый «Энтерпрайз» - лучший из них. На предприятии «Экофиш» работают семеро братьев. Впервые они задумались об устойчивом рыболовстве в 2007 году: «Сначала мы хотели просто сократить расходы», - объясняет 44-летний Лауве де Бур, - «Но потом мы поняли, что наша работа зависит от количества рыбы, и что мы тоже можем внести свой вклад в восстановление популяции». Им помог датчанин Рубю Флемминг, который разработал для «Экофиш Груп» новые сети.

Обычные сети для ловли придонных рыб тащатся по дну и бороздят грунт тяжелыми цепями, как плугом, не оставляя ничего живого. Де Бур заменил цепи 50-метровыми стальными тросами в резиновых гофрированных шлангах, которые вибрируют в воде и загоняют рыбу в сети. Раньше снасти весили десять тонн, теперь чуть больше трех. Сеть длиной 70 метров изготовлена из синтетичского волокна и не касается дна - поплавки держат ее на плаву. Вся переоснастка на «Энтерпрайзе» обошлась де Буру в два миллиона евро. Зато теперь вместо 50 тысяч литров горючего он тратит в неделю всего 20 тысяч.

Кроме того, у новых сетей крупные ячейки шириной 14 сантиметров, благодаря которым лишняя рыба легко выскальзывает сквозь них. «Это позволило сократить улов рыбы других сортов с 50 до десяти процентов», - хвалится де Бур. По данным WWF рыбаки Северного моря ежегодно выбрасывают за борт около миллиона тонн рыбы и ракообразных, просто потому что у них нет лицензии на этот вид или особи оказались слишком мелкими.

Комиссар ЕС по рыболовству Мария Даманаки собирается заставить европейские траулеры привозить в порт весь улов, как это уже сделала Норвегия, которая перерабатывает отсортированную рыбу в муку. Однако министры европейских государств против такой политики, и переговоры затягиваются.

Между тем семья де Бур переоборудовала все свои траулеры новыми снастями и собирается внедрять еще более легкие сети. Рассказ Лауве прерывает сирена – вновь пора поднимать сети. Траулер водоизмещением 750 тоннн качается на волнах. Из глубины показываются сети, полные трепещущей рыбы. Камбала отправляется из сетей в ванну, а затем на конвейер. Там ее оглушают током и отправляют потрошить.

На этот раз улов весит полторы тонны, две трети из которых камбала. Остальная часть – палтус, треска и морской черт. Пока «Экофиш Груп» может продавать свою рыбу дороже остальных благодаря сертификату Морского попечительского совета. Но некоторые датчане и немцы тоже переоснастили свои траулеры и уже получили сертификат. Конкуренты не дремлют. geo_icon