В это трудно поверить с первого раза. Во всяком случае, если вы любите природу и кататься на велосипеде, а также уверены в том, что лес — это лучшее место для велопрогулки. Но на юго-западе Германии, в федеральной земле Баден-Вюртемберг, закон строго запрещает езду на велосипеде по лесным дорожкам, ширина которых меньше двух метров.

Этот закон — отголосок запретительных мер, введенных по всей Германии региональными парламентами в ответ на моду на велосипеды-внедорожники (маунтинбайки).

В начале 1990-х, когда эти велосипеды с толстыми шинами только появились в продаже, немецкие СМИ били тревогу: при резком торможении толстые рифленые шины оставляют «слишком глубокую» колею в земле, которая «слишком медленно» зарастает. И вообще, покой диких зверей будет нарушен толпами шумных велосипедистов, с улюлюканьем гоняющих по лесным тропам, вне четко обозначенных велосипедных дорожек. Свобода свободой, но покой зверей важнее.

Германия — страна правил. Региональные законодатели взялись регулировать не только взаимоотношения велосипедистов и природы (не шуметь!), но и случайные встречи с пешеходами. Не рассчитывая, судя по всему, на здравомыслие не знакомых друг с другом людей — ведь в конце концов, можно просто улыбнуться и уступить дорогу. Так появился запрет на езду по тропинкам шириной менее двух метров — чтобы не пугать кабанов и косуль, а также пешеходов на узких тропах.

В прошлом году земли Тюрингия и Гессен отменили странное правило, заменив его гораздо более адекватной формулировкой: езда на велосипеде в лесу разрешена по любым «пригодным для этого» дорожкам. Остался только Баден-Вюртемберг.

Абсурдный запрет

Тут-то и начинается самое интересное. Баден-Вюртемберг — единственный регион Германии, в котором у власти находится партия «зеленых». И эта самая партия — против того, чтобы велосипедисты катались по лесным тропам. Аргумент: «запрет исторически оправдал себя».

«Зеленые» пришли к власти на волне массовых протестов против строительства нового железнодорожного вокзала в Штуттгарте (после выборов, как ни странно, решили вокзал все-таки строить). «Зеленый» премьер-министр региона не скрывает того, что ему больше нравятся «мерседесы», чем экологичные велосипеды. И вообще, во всем должен быть порядок.

Что самое глупое — живописнейший горный регион Шварцвальд продвигается в каталогах для туристов как «рай для маунтинбайкеров». Местные власти инвестируют миллионы в строительство новых велодорожек.

Велосипедисты собрали почти 60 тысяч подписей за отмену абсурдного запрета. Их аргумент: запрет на езду по тропам — дискриминация. И вообще, как можно научить детей любить и беречь лес, если в него нельзя въехать на велосипеде?

Самое парадоскальное во всей этой истории — сами «зеленые». Пока они были в оппозиции, они требовали отмены абсурдного запрета. Но стоило им выиграть выборы и пересесть в служебные «мерседесы», как генеральная линия эко-партии развернулась ровно на 180 градусов.

Езда с рулеткой

Поскольку речь идет об отлично работающем правовом государстве, специалисты по «велосипедному праву» профессионально подкапываются под самую букву закона: во-первых, в запрете нигде не прописано, какую именно тропинку можно считать «дорожкой». Во-вторых, нигде не указано, откуда именно измерять эти самые два метра, ведь у многих тропинок, поросших мхом и травой, нет четко очерченной границы... И вообще, в остальных регионах страны другая правоприменительная практика: сбитый велосипедистом лесу пешеход должен сам доказывать в суде, что тропинка была непригодна для катания на велосипеде.

Велосипедисты, в свою очередь, дружно отказываются брать с собой рулетки, чтобы мерить ширину лесных троп.

Поразителен, конечно, не сам запрет — жизнь (не только в Германии) состоит из правил, которые разрешают одно, а запрещают другое. И даже в самых альтернативных кварталах Берлина можно встретить велосипедистов, которые со взглядом кролика перед удавом ждут зеленого сигнала светофора посреди абсолютно пустой улицы.

Гораздо интереснее то, как власть меняет «зеленых». Стоит самому ярому защитнику природы и эко-идеалов оказаться внутри лимузина с мигалкой, как идеалы прошлого (которые помогли сделать политическую карьеру) растворяются сами собой. Достаточно вспомнить поддержку теми же «зелеными» пацифистами бомбардировок Сербии в 1999 году.

А любителей велосипедов успокоит одно: строгость немецких законов смягчается необязательностью их исполнения. Въезд на узкую тропинку хотя и карается штрафом в 35 евро, но лес на то и лес, что в нем редко кого встретишь. И у нелегального катания по тропе шириной в метр найдется мало свидетелей, тем более полицейских.

Так что, будете в Шварцвальде — смело садитесь на велосипед. А там кто знает — может, на следующих выборах зеленые проиграют, власть сменится и в лесу можно будет кататься на велосипеде без штрафов.

 

Эко-блог Владимира Есипова читайте на сайте Русской службы «Би-би-си». geo_icon