На прошлой неделе контейнеровоз «Йонг Шенг» под гонконгским флагом, который вышел из китайского порта Далянь 8 августа, прибыл в Роттердам. И стал первым в истории китайским судном, которое добралось до Европы через Арктику. Контейнеровоз прошел не привычным маршрутом через Индийский океан и Суэцкий канал, а через Берингов пролив и Северный морской путь. Сократив время в пути на целых две недели — с 48 до 33 дней. И обойдя стороной кишащие морскими пиратами прибрежные воды Африки, страховые ставки за проход по которым постоянно растут.

Это историческое для мировой коммерции событие стало возможно благодаря глобальному потеплению — арктические льды тают все быстрее и быстрее, открывая все больше пространства для судоходства. И чем быстрее тают льды, тем пристальнее присматриваются к Северному Ледовитому океану китайцы. Это неспроста: валовый национальный продукт страны чуть ли не наполовину зависит от перевозки контейнеров по морю.

Уже сейчас китайские газеты называют Северный морской путь самым выгодным маршрутом доставки китайских товаров на европейский рынок. А эксперты открыто говорят о том, что процветание стран в XXI веке зависит от безопасности морских путей. Чем меньше льда в Арктике, тем более реальной альтернативой становится Северный морской путь для привычного маршрута из Азии в Европу через Суэцкий канал.

Наглядное свидетельство того — взрывной рост количества выданных разрешений на проход по СМП. Если в 2010 году их было всего четыре, то этим летом — около 400. И все говорит о том, что число судов в Арктике будет только расти. В сентябре 2012 года площадь льда там достигла рекордного минимума — 3,41 миллионов квадратных километров, что в полтора раза меньше показателей 1979 года. Как говорят климатологи, не за горами времена, когда летом Арктика будет полностью свободна ото льда.

Забудем о медведях

Если забыть о белых медведях, которым попросту будет негде жить, — это крайне заманчивая перспектива для судоходства и глобальной торговли. И китайцы хотят быть в первых рядах «первооткрывателей Арктики».

КНР не скрывает своего интереса к региону. В мае этого года Китай получил статус наблюдателя в Арктическом совете — когда-то малозаметной организации, на ежегодные саммиты которой теперь прилетают министры иностранных дел России и США. В состав Арктического совета входят всего восемь стран (Россия, США, Канада, Норвегия, Дания, а также Финляндия, Швеция и Исландия). Статус наблюдателя хотя и не наделяет Китай правом голоса, но позволяет вносить инициативы и финансировать научные исследования в регионе. Одновременно с Китаем статус наблюдателей получили также Япония, Индия и Южная Корея.

Но одним лишь судоходством интересы Китая в Артике не ограничиваются — стране нужны не только пути для транспортировки своих товаров на рынки Европы, но и источники полезных ископаемых. Так что ничего удивительного, что одна из крупнейших китайских нефтедобывающих компаний ведет переговоры с правительством Исландии о добычи нефти на шельфе у северо-восточного побережья острова. А другая нефтедобывающая компания вместе с исландским концерном подает заявку на разработку нефтяных месторождений на норвежском шельфе. И китайское посольство в Рейкьявике — самое большое из всех дипломатических представительств в Исландии.

Игра явно стоит свеч. По оценкам «Эрнст энд Янг», севернее полярного круга могут залегать около 13 процентов неразведанных мировых запасов нефти и 30 процентов неразведанных запасов газа. Нефтяные запасы Арктики оцениваются в 90 миллиардов баррелей.

В общем, чем быстрее растает арктический лед, тем лучше будет для китайской экономики. Китай прилагает все силы для того, чтобы это случилось как можно скорее — несколько лет назад страна вытеснила США с первого места в мире по объему выбросов углекислого газа. Сегодня на совести КНР — 23,5 процента от мирового объема выбросов. Экономика растет, Земля греется, льды тают, открываются новые морские пути…

Что ж, прощайте, белые медведи.

 

Эко-блог Владимира Есипова читайте на сайте Русской службы «Би-би-си». geo_icon