Сахарная свекла, зеленые водоросли, полевой цветок под названием рыжик и даже отбросы с городских помоек — что только не идет в ход во время экспериментов с целью найти альтернативу традиционному авиакеросину

И хотя любой литр биологического топлива стоит гораздо больше традиционного, ученые и авиаторы не останавливаются.

Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) поставила амбициозную цель: к 2050 году сократить объем выбросов гражданской авиацией парниковых газов вдвое по сравнению с уровнем 2005-го.

И хотя на совести самолетов (и их пассажиров) — всего лишь два процента от общемирового объема выбросов углекислого газа, гражданская авиация считается одним из самых быстрорастущих источников этих выбросов.

А поскольку, в отличие от автомобилестроителей, самолеты не могут перейти на электродвигатели, остается одно — искать новый, более экологичный источник топлива в качестве альтернативы традиционному авиакеросину.

Топливо из бытовых отходов

В поиске новых источников для получения авиатоплива фантазия инженеров не знает границ. Этим летом, например, самолет авиакомпании United Airlines отправится в путь из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско на смеси традиционного керосина (две трети) и биотоплива, полученного из бытовых органических отходов (треть).

Авиакомпания уже объявила об инвестициях в размере 30 миллионов долларов в разработку и производство нового вида топлива.

Компания-поставщик биотоплива для United запатентовала технологию производства авиатоплива из бытовых отходов, строит первую фабрику в Неваде и планирует еще пять, по всей территории США.

United — далеко не единственная авиакомпания, инвестирующая в биотопливо.

Американская Alaska Airlines уже использует альтернативные виды топлива на 75 рейсах. Британская British Airways рассчитывает к 2017 году достроить завод по производству биотоплива недалеко от лондонского аэропорта Хитроу.

Эксперименты с биологическими источниками для авиатоплива идут не первый год. Еще в 2011-м немецкая Lufthansa полгода экспериментировала с самолетом А321 на маршруте Франкфурт — Гамбург. Его топливные баки наполовину заправляли биотопливом.

Причем Lufthansa экспериментирует с различными источниками биотоплива — тут и рапс, и ятропа, и животные масла, и полевой цветок под названием рыжик. Больше того, Lufthansa стала координатором проекта Европейской комиссии, в рамках которого идут эксперименты с разными источниками биотоплива для авиакомпаний.

Одна из целей Еврокомиссии — к 2020 году довести объем выработки авиационного биотоплива до двух миллионов тонн. Следующий шаг Lufthansa сделала в 2014 году, отправив из Франкфурта в Берлин самолет, заправленный смесью традиционного керосина с добавлением десяти процентов фарнезена.

Летом того же года власти США разрешили использовать авиатопливо с добавлением фарнезена. Американский концерн Amyris разработал технологию получения этого вещества из сахарного тростника.

Кроме этого, в качестве сырья можно использовать кукурузу и сахарную свеклу.

Но поскольку все эти растения используются и в сельском хозяйстве для производства продуктов питания, дальнейшие исследования будут направлены на то, чтобы найти способ получения биотоплива из сена и опилок — чтобы не конкурировать за посевные площади с пищевой промышленностью.

Военные, разумеется, не остались в стороне от гонки за новыми источниками авиатоплива. Пентагон также финансирует научные исследования — и уже в полном восторге от результатов.

Военные не раскрывают формулу топлива, но говорят, что оно на 13 процентов эффективнее традиционного авиакеросина. Что позволяет боевым самолетам или увеличить дальность полета на те же 13 процентов, или взять на борт еще одну ракету.

Амбициозные планы

Тем временем Boeing совместно с авиакомпанией Etihad Airways работает над биотопливом, полученным из растений, произрастающих на соленых и засушливых почвах, непригодных для использования в качестве полей и пастбищ.

Их главное преимущество — они не конкурируют за территорию с сельскими хозяйствами и их можно поливать соленой морской водой.Читать дальше >>>