Сайты партнеров




GEO приглашает

Одним из основных разделов ярмарки non/fictio№18 станет «Гастрономия»: кулинарное искусство, страноведение, путешествия, культурологию и ряд других аспектов.


GEO рекомендует

Кто задумал, разработал, финансировал и десять лет направлял Великую Северную экспедицию, в которой участвовало несколько тысяч человек, одновременно работавших на пространстве от Баренцева моря до Чукотки? 

Берегись поезда

Около железных дорог в Испании установят новые защитные экраны для птиц
текст: Ирина Осипьянц

Для птиц автомобильных трасс и железных дорог не существует: они летят так, как привыкли, и часто это приводит к гибели животных. Как научить их менять направление движения и облетать опасную зону — чтобы не сталкиваться, к примеру, с поездами — придумали испанские экологи из Мадридского автономного университета (UAM). Они предложили размещать вдоль линий железных дорог специальные ограждающие экраны. Разработка и установка таких устройств пройдет в рамках общеевропейского научного проекта Life+ Impacto Cero, стартовавшего в ноябре прошлого года.

Экраны не сплошные: они больше похожи на частокол. Состоит конструкция из множества труб, стоящих отдельно друг от друга на небольшом расстоянии. Длина одного такого «забора» — 400 метров, а высота — пять. Устанавливать их начнут летом 2015 года, в пока ученые собирают информацию.

Экологи выбрали для наблюдений два участка действующей высокоскоростной железной дороги на территории Испании: один, где никогда не было никаких защитных экранов, а другой — с экранами старого образца. Они следят за тем, что происходит в этих местах с помощью видеокамер, установленных на железнодорожных путях и в кабинах машинистов. Ученые фиксируют поведение птиц, записывают их виды и численность, считают количество столкновений животных с железнодорожной инфраструктурой и самими поездами, ведут учет смертей. Процесс сбора информации по плану продлится целый календарный год.

Все это делается для того, чтобы решить, где нужно установить экспериментальный защитный экран новой модели. После монтажа пробного образца мониторинг за птицами и самой конструкцией на участках с экранами и без продолжится в прежнем объеме еще в течение одного полного года.

За два года наблюдений ученые планируют получить подробную статистику: какие виды птиц больше всего страдают от высокоскоростных железных дорог, как они себя ведут при столкновении, где расположены ареалы их обитания и самое главное — как влияют новые экраны на уровень смертности. Все эти знания помогут инженерам сделать окончательную конструкцию защитных экранов максимально эффективной и безопасной для животных и безвредной для окружающей среды.

Проект продлится до октября 2017 года. Помимо Мадридского автономного университета в нем примут участие несколько инженерно-строительных и железнодорожных компаний Испании, в том числе Adif, Renfe, FCC Construcción S.A. и Prointec. Общий бюджет программы — 1,7 миллионов евро. Проект финансируется Евросоюзом.